Главная  »  Несущая система  » Приборная панель автомобиля

Приборная панель автомобиля

 


Приборная панель постоянно в поле зрения водителя. На нее мы обращаем внимание при движении, получая различную информацию и управляя некоторыми функциями. Приборная панель во многом определяет первое впечатление от автомобиля, а значит, влияет на решение о его покупке. Именно поэтому автопроизводители уделяют большое внимание дизайну, информативности, функциональности и эргономичности приборной панели.

Приборная панель автомобиля

Приборная панель автомобиля включает комбинацию приборов и центральную консоль. На передней консоли располагается ряд других элементов, таких как перчаточный ящик, подушка безопасности переднего пассажира, дефлекторы системы отопления, вентиляции и кондиционирования, переключатель системы освещения, замок зажигания, динамики акустической системы и др.

Для отделки приборной панели используются различные материалы. Наибольшей популярностью пользуется «мягкая» приборная панель из полиуретана. Бюджетные автомобили комплектуются приборной панелью из поливинилхлорида (ПВХ). В отделке приборной панели применяется натуральная кожа, дерево или материалы имитирующие дерево, металлические вставки.

Комбинация приборов

Комбинация приборов

Различная динамическая и справочная информация, на которую водитель должен реагировать в первую очередь, выводится на комбинацию приборов. Современная комбинация приборов это отдельный блок, объединяющий несколько контрольно-измерительных приборов, сигнальные и контрольные лампы, а также информационный дисплей бортового компьютера.

В комбинации приборов используются, как правило, следующие контрольно-измерительные приборы: тахометр, спидометр, указатель температуры охлаждающей жидкости, указатель уровня топлива.

Тахометр транслирует частоту вращения коленчатого вала двигателя. Он используется для выбора оптимального режима переключения передач при использовании механической коробки или контроля над оборотами двигателя при использовании автоматической коробки передач. Красная зона на тахометре показывает максимально допустимую частоту вращения двигателя. Спидометр отображает текущую скорость движения автомобиля.

В комбинации приборов используются стрелочные (аналоговые), цифровые (электронные) контрольно-измерительные приборы или их сочетание. Большинство водителей отдают предпочтение традиционным стрелочным контрольно-измерительным приборам. Конструктивно стрелочный прибор представляет собой шаговый электродвигатель, соединенный с блоком управления двигателем или собственным блоком. Все большую популярность набирает виртуальная приборная панель.

Сигнальные лампы в конструкции комбинации приборов предупреждают водителя о возникающих неисправностях. Контрольные лампы сообщают о выполнении определенных функций. Состав и расположение сигнальных и контрольных ламп (индикаторов приборной панели) различается в зависимости от марки, модели и комплектации автомобиля. В большинстве своем сигнальные и контрольные лампы стандартизированы (имеют общепринятое изображение). При включении некоторых ламп дополнительно подаются звуковые сигналы.

Сигнальные и контрольные лампы имеют красный, желтый, зеленый и синий цвет. Красные лампы предупреждают о серьезных неисправностях автомобиля или выполнении определенных функций, при которых дальнейшее движение запрещается. Активация красной лампы предполагает незамедлительную реакцию водителя.

Желтые индикаторы информируют водителя о некоторых неисправностях и функциях автомобиля и предполагают определенную реакцию водителя (посещение автосервиса, долив масла или технических жидкостей, подкачку шин, закрытие крышки топливного бака).

Игнорирование сигналов красных и желтых ламп может привести к повреждению автомобиля и серьезной аварии. Зеленый цвет имеют только контрольные лампы, которые информируют водителя о выполнении отдельных функций.

Примерный перечень красных сигнальных и контрольных ламп:

  1. неисправность тормозной системы (низкий уровень тормозной жидкости);
  2. неисправность системы охлаждения (низкий уровень охлаждающей жидкости, высокая температура охлаждающей жидкости);
  3. неисправность системы смазки (низкое давление масла);
  4. неисправность рулевого управления (неисправность усилителя рулевого управления);
  5. неисправность генератора;
  6. неисправность автоматической коробки передач;
  7. открытие двери автомобиля;
  8. открытие двери багажника;
  9. не пристегнут ремень безопасности;
  10. включен стояночный тормоз.

Примерный перечень желтых сигнальных и контрольных ламп:

  1. износ передних тормозных колодок (для колодок с датчиком износа);
  2. неисправность антиблокировочной системы тормозов;
  3. выключена или срабатывает антипробуксовочная система;
  4. выключена, неисправна или срабатывает система курсовой устойчивости (при наличии).
  5. неисправность системы освещения;
  6. неисправность каталитического нейтрализатора;
  7. неисправность систему управления двигателем;
  8. засорение сажевого фильтра (для дизельного двигателя);
  9. неисправность рулевого управления;
  10. неисправность системы смазки (низкий уровень масла);
  11. неисправность системы пассивной безопасности;
  12. неисправность системы старт-стоп (при наличии);
  13. неисправность системы помощи движению по полосе (при наличии);
  14. низкое давление в шинах;
  15. низкий уровень омывающей жидкости;
  16. низкий уровень топлива;
  17. незакрыта пробка топливного бака;
  18. включены противотуманные фары;
  19. включен задний противотуманный фонарь;
  20. работает предпусковой подогрев топлива (для дизельного двигателя).

Примерный перечень зеленых контрольных ламп:

  1. включен указатель поворота;
  2. включена аварийная сигнализация;
  3. включены дневные ходовые огни (при наличии);
  4. работает круиз-контроль (при наличии);
  5. работает система помощи движению по полосе (при наличии).

Синий цвет имеет контрольная лампа включения дальнего света фар.

Современные комбинации приоров оборудуются дополнительным модулем – дисплеем бортового компьютера. На дисплей выводится различная текстовая и графическая информация, а также могут отображаться пиктограммы сигнальных и контрольных ламп. В комбинации приборов используются монохромные или цветные (TFT) дисплеи. Цветной дисплей может применяться для имитации аналоговых (стрелочных) контрольно-измерительных приборов.

Комбинация приборов должна иметь хорошее освещение в темное время и не бликовать на солнце. Для освещения комбинации приборов широко используются светодиоды. Их применяют для подсветки шкал, стрелочных указателей, дисплеев, кнопок, а также в качестве сигнальных и контрольных ламп. Интенсивность подсветки комбинации приоров, как правило, регулируется.

На некоторых автомобилях комбинация приборов имеет собственное название, например, Optitron у Toyota, Supervision у Kia, Hyundai.

Для сохранения внимания водителя на дороге часть информации с приборной панели автомобиля (скорость движения, указания навигационной системы) может транслироваться непосредственно на лобовое стекло с помощью проекционного дисплея. В перспективе автомобили будут оснащаться системой дополненной реальности.

Центральная консоль

Органы управления отдельными системами автомобиля и дополнительным оборудованием располагаются на центральной консоли. Типовая центральная консоль включает:

  1. головное устройство мультимедийной системы;
  2. регуляторы системы климат-контроля (системы отопления, вентиляции и кондиционирования);
  3. регуляторы подогрева сидений;
  4. выключатель антипробуксовочной системы;
  5. переключатель режимов системы полного привода (при наличии);
  6. переключатель парковочной системы (при наличии);
  7. переключатель аварийной световой сигнализации.
Центральная консоль

Кроме того, на центральной консоли размещается пепельница, прикуриватель, розетка для низковольтных приборов. Часть органов управления системами автомобиля могут располагаться между передними сиденьями.

Центральным устройством консоли является дисплей мультимедийной системы, на который выводится различная информация: маршрут движения, телефонные контакты, интернет, радио, видео, TV (на неподвижном автомобиле), настройки системы климат-контроля, трансмиссии и др. Современные дисплеи имеют сенсорное управление. На некоторых автомобилях премиум сегмента с 2009 года используется раздельный дисплей, представляющий различную информацию для водителя и переднего пассажира.