Главная  »  Двигатель  » Двигатель внутреннего сгорания » Десмодромный механизм

 





Десмодромный механизм

 


Десмодромным называется вид газораспределительного механизма, обеспечивающий непосредственное управление подъемом и опусканием клапанов, чем достигается их своевременное открытие и закрытие на всех оборотах коленчатого вала двигателя.

Десмодромный механизма получил свое название от двух греческих слов desmos (управление, связь, контроль) и dromos (действие, движение) – «управляемое движение».

В 50-е годы прошлого века десмодромная схема газораспределения применялась на гоночных автомобилях Mercedes-Benz. В настоящее время десмодромный механизм используется в двигателях внутреннего сгорания, устанавливаемых на гоночных мотоциклах Ducati, и является визитной карточкой фирмы.

Десмодромный механизм имеет общепринятое международное название Desmodromic.

Управляемое движение клапана в десмодромном механизме осуществляется с помощью специального привода, который включает:

  • распределительный вал с кулачками специальной формы (по другой схеме – два распределительных вала, один на закрытие, другой на открытие клапанов);
  • два коромысла, обеспечивающих открытие и закрытие каждого клапана;
  • элементов соединения (шайб) коромысла с клапаном.
Схема десмодромного механизма

Схема десмодромного механизма

Применение десмодромного механизма позволяет предотвратить, т.н. «зависание клапанов» (неполное закрытие клапана до достижения поршнем верхней мертвой точки), возникающее вследствие высокой частоты вращения коленчатого вала двигателя, инерции клапана и резонанса пружины. Зависание клапанов может привести к серьезным проблемам:

  • столкновение поршня с клапаном, и как следствие их разрушение;
  • перегрев клапанов, и как следствие их коробление и разрушение;
  • преждевременное воспламенение топливно-воздушной смеси, и как следствие уменьшение давления газов, снижение мощности двигателя, увеличение вредных выбросов.

Наряду с системой Desmodromic проблема зависания клапанов на современных двигателях решается и другими способами:

  • применением нескольких (двух-трех) пружин, расположенных одна в другой и предотвращающих резонансные колебания;
  • применением новых материалов и сплавов для изготовления клапанов и пружин, снижающих их вес;
  • использованием пневматического привода клапанов (на спортивных автомобилях Формулы-1).

Десмодромная схема газораспределения имеет ряд существенных недостатков, сдерживающих ее широкое применение:

  • высокая стоимость конструкции, обусловленная точностью сопряженных деталей;
  • сложность технического обслуживания, обусловленная наличием большого количества движущихся частей, склонных к износу;
  • высокий уровень шума;
  • громоздкость системы и как следствие применение на мотоциклетных двигателях.

Система Desmodromic не является идеальным техническим решением, но несмотря на это продолжает применяться по сей день.